Воспоминания члена съёмочной группы Ирины.
Это было летом 1979 года. Снимали
фильм "Приключения Электроника".Съемки проходили на поселке Таирова -
это район Одессы за Черемушками.Там была арендована школа и что-то снимали на
улицах. Велогонку снимали в районе Молдаванки.
Вспомнила историю с мотоциклом – один мужик (он из Прибалтики) дал свой
мотоцикл напрокат для съемок за хорошие деньги, уже не помню цифру, но в ту
пору сумма поражала воображение. Ну и сам присутствовал, получая зарплату как
член съемочной группы. А взяли его мотоцикл, потому что он был навороченный, и
узнать в нем "Яву" затруднительно.
В какой-то момент мужик решил выдвинуть условие, чтобы ему
подняли плату за мотоцикл. Расчет был на то, что второй такой не найти, и уже
полфильма отснято с этим. Ему отказали,тогда он демонстративно поехал домой, но
администратор группы позвонил гаишникам, которые мужика просто не выпустили из
Одесской области.
Из
забавного:
Когда мы снимали хоккейный матч, то нужно было заполнить трибуны в сцене,где
снимали Весника и Гринько, когда Весник говорит:"Это он". Привезли
два автобуса отдыхающих из какого-то санатория неподалеку. С ними очень удобно
-не расползаются, так как все в отпуске, а съемки - развлечение, да еще
какие-то деньги заплатят. Сначала прикололся оператор. После того, как все
расселись и дамы прихорошились - а это выражалось в основном в том, что тетки
красили губы. (тут надо сказать, что красная помада на советской цветной пленке
делала губы синими. Краситься можно было светло-розовой). Так вот, Саша
Полынников оглядел публику зорким взглядом и зычно спросил:"Все губы
покрасили?" Кто-то пискнул:"Ой, у меня помады нет!" Полынников
распорядился:"Передайте ей помаду", подождал, пока тетка накрасится,
выдержал хорошую паузу и скомандовал:"А теперь все вытирайте!"Дальше
прикалывася Весник, он доставал из кармана металлический рубль с профилем
Ленина и глядя на него говорил:"Это ОН!" Где-то к третьему разу
смотреть на это сбежались все непосредственно не занятые в съемке, а на
четвертый и пятый раз уже у всех была истерика, пришлось прерваться где-то на
полчаса, чтобы все успокоились. Хохотал даже Гринько, которого не так-то легко
было вывести из равновесия.
Но вообще с фильмом постоянно происходили накладки. Сначала
половину материала отправили в брак, сняли с фильма Апрятина, камеру забрали в
Москву на экспертизу. Затем Полынников практически заново другой камерой
переснял фильм, но когда раздавали "слонов", то бишь награды, почему-то
Апрятину дали, а Полынникова обошли. Правда, потом выяснили, что Апрятин ни при
чем, бракованной была партия пленки.
Сначала звукооператором был заявлен Ося Гольдман, которого
ласково звали Ослик.Если он появлялся на съемочной площадке, то наводил такой
шухер, что непонятно было, плакать или смеяться. Например, однажды появившись в
школе на Таирова, он велел мне повесить пушку (микрофон) на удочку (палка
длиной 3метра), что является полной бессмыслицей с технической точки зрения.
Пушка (узконаправленный микрофон) для того и создавался, чтобы не пользоваться
удочкой. Морозевич посмотрел на это, послушал, как я с Осликом объясняюсь, да и
сказал: "Ося, мы тут на съемки ехали, видели как на Космонавтов курочек
продают". Я сначала не врубилась, что к чему, а Ослик быстро вспомнил, что
у него какие-то срочные дела и смылся. Я к Морозевичу:"Какие курочки, что
вообще происходит?" А Морозевич мне:"Он тебя достал, так работай
спокойно, сегодня он не вернется".Осенью я уже пошла учиться, и не
присутствовала на окончании съемок, шумах,озвучании и перезаписи, а потом в
титрах увидела двух звукооператоров -очевидно, работу делал Морозевич, иначе бы
его в титры не внесли.
Постановщиком "Электроника" был Валя Зайцев.Фотограф - его брат,
только непомню, родной или двоюродный.
Школу внутри снимали одну, а двор и крыльцо - другую, она
тоже была где-то у черта на куличках.
В павильоне был только часовой механизм, крыша была построена во дворе.
Насколько помню, больше никаких декораций на студии не строили.
Территория Одесской киностудии большая, поэтому небольшие
проходы и сцены на открытом воздухе снимают в подходящих кустах.
Итак,
нехороший Ури (Коля Караченцов) с большим чемоданом, куда был засунут
Электроник, идет среди кустиков, поспешая на самолет. Вдруг его настигает
электронная собака Ресси (эрдель по кличке Чингиз) и говорит: "Брось
чемодан, мерзавец!"
В ответ Ури достает пистолет и наставляет на собаку. Ресси прыгает и
откусывает у пистолета дуло, обалдевший Ури говорит: "Ты зачем сожрал
оружие?"
Съемка
проходила весело. Были куплены в Детском мире два пистолета, у одного загодя
отпилили дуло для того, чтобы подменить после прыжка собаки, чтобы у зрителя
сложилось впечатление, что это именно собака откусила дуло. В процессе
репетиций и съемки дублей все члены группы дурными голосами по очереди
спрашивали: "Чингиз, хочешь курочки?" - на что псина реагировала
мечтательным
поскуливанием - потом при озвучании на это поскуливание
записывали речь.
Наконец дошли до сцены с откусыванием пистолета. Чингиз на втором дубле прыгает
и на самом деле откусывает дуло у целого пистолета. Дальше Караченцову не надо
было играть удивление: глаза сами полезли на лоб, он машинально проговорил свой
текст: "Ты зачем сожрал оружие?", а потом полез Чингизу в пасть,
чтобы вытащить осколки - не дай Бог, псина подавится. Режиссер Константин
Бромберг забился в истерике: какой дубль запороли! Члены съемочной группы его
утешали, что все получилось наилучшим образом, а как Коля полез в собачью
пасть, прекрасно отрежется при монтаже.
На этом съемку свернули, тем более, что не осталось целого пистолета- один
отпилили, а второй сожрали. А в фильм вошел именно этот дубль.
У Торсуевых был на зарплате воспитатель Шура
Говейко (из подробностей помню, что он мастер спорта по фехтованию), кроме
того, помреж постоянно улаживала их дела (их пристроили в сентябре в Одесскую
школу, и группа работала во вторую смену).Про театр давно уже сказано, что это
террариум единомышленников. То же
самое, если не в большей степени можно сказать про киностудию. На студии
существуют касты, и самая обособленная каста - это технари. Внешне все
нараспашку, а посиделки после работы (или во время) и выпивон отдельно. Каста
операторов дружественна касте звуковиков. Актеры могут устраивать истерики
режиссеру и администрации, но упаси Бог испортить отношения с кем-то из
операторской группы. Можно вляпаться в 7-8 дублей в ноябрьской водичке или
пешком по болоту. Кроме того, хоть режиссер и главный на картине, но без
оператора он мало что сделает. Можно привести много примеров, когда
картину в сущности делал оператор, а режиссер только руками
водил (руководил).